У подавляющего большинства людей уже давно на слуху новости о том, что каждому из нас в любой момент может позвонить мошенник и представиться сотрудником Сбербанка. Этот «сотрудник» обычно второпях начинает рассказывать о том, что с деньгами человека происходят какие-то аномалии — то якобы произошёл непонятный денежный перевод, то враги и злобные хакеры пытаются похитить деньги, то ещё что-то.
И только-только у людей уже выработался иммунитет к звонкам с новостями о непонятных денежных переводах, как мошенники придумали новую схему развода — об этом сообщает сам Сбербанк. На этот раз речь идёт о звонке из прокуратуры. А люди обычно не готовы к звонкам из прокуратуры, поэтому теряются и паникуют, в результате чего становятся лёгкой добычей мошенников.
Так что это за новая схема развода, о которой заявляет Сбербанк, причём аж с привлечением прокуратуры? Ниже мы расскажем об этом подробнее и напишем, куда можно пожаловаться в таких случаях.
Сбербанк — новая схема мошенничества
В первую очередь нужно сказать, что подавляющее большинство краж денег со счетов клиентов заключается в применении социальной инженерии. Это значит, что мошенник, разговаривая с потенциальной жертвой, исключительно засчёт общения может суметь убедить жертву добровольно взять и самостоятельно перевести свои сбережения на карту мошенника. Причём, важно, что со стороны мошенника нет никаких угроз в стиле «переводи мне деньги, а то я найду тебя и измажу дверь твоей квартиры фекалиями!»
Мошенники придумывают вымышленную проблему с деньгами жертвы и убедительно доносят, что для избежания проблем жертва с деньгами должна перевести их на другой счёт (мошеннический). Таким образом, злоумышленник всё делает, не вставая с дивана. Или, что часто, не вставая с нар. И это не шутка: по заявлению газеты Коммерсант, почти половина звонящих находятся в тюрьмах:
Так что, мошенникам сейчас не надо надевать на голову колготки (вёдра, арбузы с прорезями…) и с оружием идти требовать деньги у кассира в региональном отделении. Также им не надо взламывать компьютеры и смартфоны и тайно заражать их вирусами. Потому что доверчивые люди сами всё сделают с помощью собственного смартфона и сами отдадут деньги.
Итак, что такого нового придумали сообщать жертвам мошенники, чтобы напугать людей и убедить их расстаться с деньгами? Традиционно, всё начинается с того, что клиенту звонит неизвестное лицо с уверенным поставленным голосом.
Далее звонящий сообщает, что звонит он из прокуратуры. Большинство людей напряжется, когда услышит, что звонят из прокуратуры. Но, к счастью, звонящий ни в чём не собирается обвинять клиента, а хочет просто сообщить, что было возбуждено уголовное дело в отношении некоторых недобросовестных сотрудников банка. И, чтобы помочь доблестным работникам прокуратуры, клиент должен оказать содействие. Какое именно содействие — не сообщается. На этом звонящий, получив согласие клиента, прощается и кладёт трубку.
Пока ничего катастрофического не произошло. Однако, на следующий день снова раздаётся звонок из «прокуратуры». Звонящий рассказывает, что недобросовестные сотрудники банка совсем обнаглели и разбушевались, и что они прямо сейчас выводят деньги со счетов клиентов банка, чтобы с этими деньгами скрыться. Также проговаривается, что эти сотрудники уже почти сумели вывести деньги со счёта клиента, но пока ещё не успели, и вот тут-то требуется то самое содействие! Нужно, чтобы клиент спас свои деньги — требуется перевести свои средства на специальный «защищённый счёт».
При этом разговор ведётся второпях и убедительно, мошенники хорошо умеют нагнетать страх и играть на боязни человека потерять деньги. Поэтому человек верит, что действительно какие-то сотрудники сейчас пытаются обворовать его счёт, и что действительно настоящая прокуратура предоставляет «защищённый счёт», куда можно временно перевести деньги и тем самым спасти их от нечистых на руку «сотрудников».
После этого человек следует инструкциям от звонящего. Инструкции стандартные и сводятся к тому, что человек должен сообщить код из SMS-сообщения для подтверждения перевода. Ну и дальше деньги уходят на «защищённый счёт», который на самом деле является счётом мошенников.
Прекрасный сервис для саморазвития и самообразования — открой по кнопке, чтобы потом ознакомиться!
Если честно, по нашему мнению — схема уже очень старая, просто завязка ситуации была придумана новая. Люди действительно теряются, когда слышат про звонок из прокуратуры. А испуганных людей разводить на деньги проще.
Суть же сводится к тому, что человек сам берёт и переводит свои деньги на другой счёт, и сам сообщает короткий код из SMS-сообщения, тем самым нарушая первое правило кибербезопасности из списка правил на официальном сайте Сбербанка:
Несмотря на то, что это правило упоминается даже на главной странице авторизации в Сбербанк Онлайн через компьютер, только за первую половину 2020 года (по сообщению Генпрокуратуры РФ) было выявлено более 100 тысяч случаев хищения средств со счетов клиентов.
Как ещё действуют мошенники и что с этим делать?
Важно понимать, что мошенники всегда стараются вызвать доверие и, воспользовавшись этим доверием, попросить жертву что-то сделать с деньгами (перевести куда-либо). Обычно степень доверия к мошеннику повышается, если он знает какую-либо информацию о жертве — например, имя и отчество, а также точное количество денег на счетах.
Так, по сообщениям ЦБ РФ, мошенники в последнее время звонят клиентам, зная о них некоторую информацию. Для этого мошенники подменяют свой номер на номер клиента и звонят в систему IVR (автоматическое интерактивное голосовое меню). Там им удавалось узнать точную сумму остатков по счетам.
После этого мошенники звонили клиентам, представлялись сотрудниками банка и называли точную сумму остатков, тем самым вызывая доверие у людей. Зачастую мошенникам была известна и некоторая другая информация, например, последние 4 цифры номера карты клиента. Такую информацию получают из утёкших в сеть баз данных. Как раз недавно в открытом доступе оказалась база данных электронной торговой площадки Joom.
Вообще, большинство действий мошенников можно классифицировать на 4 основных приёма:
- Звонок от сотрудника или службы безопасности банка. Номер зачастую может быть похож на номер банка (с подменённой одной цифрой, что можно и не заметить). Звонящий незнакомец будет просить конфиденциальные данные под разными предлогами.
- Ошибочный перевод денег. Жертве приходит SMS-сообщение о банковском переводе (подделка под банковское сообщение об операции). Затем с другого номера звонят или пишут SMS с просьбой вернуть деньги, так как якобы перевели их жертве по ошибке.
- Оказание услуг (брокерские, дилерские). Незнакомец предлагает инвестировать деньги в бурно развивающуюся брокерскую компанию с высоким доходом. Если перевести туда деньги (на карту третьего лица), то мошенник сразу пропадает.
- Опрос населения от Сбербанка. Жертве под видом опроса, за который обещают вознаграждение, присылают ссылку на фишинговый сайт. После прохождения опроса на этом сайте открывается уведомление о вознаграждении (более 100 тыс. рублей), но с человека начинают требовать сначала заплатить немного денег (200-300 рублей) за подтверждение реквизитов, хотя по сути будет просто перевод денег мошенникам.
Что со всем этим делать, если довелось столкнуться с чем-то из перечисленного? На официальном сайте Сбербанка по ссылке https://www.sberbank.ru/ru/person/dist_services/cybersecurity есть специальный раздел, в котором можно либо сообщить о мошенничестве, либо проверить, является ли номер телефона или сайт мошенническими:
А если вы не только хотите сообщить про мошеннический сайт, но и сами столкнулись с мошенничеством и пострадали, если потеряли деньги, то в первую очередь нужно позвонить в банк. В случае со Сбербанком приводится три способа наиболее быстрой связи с банком:
Но лучше всего, если каждый из нас не будет забывать правило, что не нужно никому никогда называть код из SMS-сообщения и 3 цифры с обратной стороны карты, и что не нужно переводить деньги непонятным третьим лицам. И пусть каждый из нас с вами будет помнить об этом, кто бы ни просил перевести деньги и кто бы ни спрашивал эти конфиденциальные данные — хоть прокуратура, хоть служба безопасности банка, хоть администрация Президента РФ.
Выводы, отзывы, итоги
Если вам кто-то звонит и что-то хочет, то держите в голове мысль, что скорее всего звонящий хочет ваших денег. Да, бывают редкие случаи, когда вы приехали в другую страну, сделали там большую покупку по карте, и вам позвонили из службы безопасности вашего банка с целью узнать, действительно ли это именно вы в другой стране что-то покупаете. Вы можете подтвердить, что да, это были вы, после чего служба безопасности попрощается и отключится. Никакие конфиденциальные данные она спрашивать не должна, а вы не должны их никому сообщать!
Ну а если вам звонят и спрашивают «Десять минут назад был совершён подозрительный перевод денег с вашей карты некоему Ивану Ивановичу — это были вы?», то всегда отвечайте «Да, Иван Иванович хороший человек и отличный мужик, я ему перевёл немного денег, это был я».
Напоследок, мы иногда рекомендуем заниматься самообразованием и саморазвитием, в том числе и в компьютерных областях, чтобы быть компетентным, не попадаться на уловки мошенников и научиться больше зарабатывать. Если интересно саморазвитие, в том числе и связанное с вашими хобби и увлечениями, то зайдите на отличный сервис Нетология, где есть много всего для саморазвития — жмите кнопку
Также подпишитесь прямо в форме ниже, чтобы получать свежие новости об интернет-мошенничестве и советы по заработку в интернете прямо со смартфона.