Некоторым пользователям мессенджера WhatsApp стала приходить нежданная рассылка, в которой говорится о том, что компания Adidas празднует свой юбилей. В связи с юбилеем Adidas предлагает получить бесплатно кучу обуви, футболок и масок. Для получения подарка надо лишь перейти по ссылке из сообщения.
Нашему Детективу тоже пришла такая рассылка. Так как бесплатные кроссовки и фирменные маски от немецкой компании Adidas никогда не будут лишние, Детектив смело перешёл по ссылке и попал на сайт, где для получения подарка от Adidas надо пройти юбилейный опрос.
Однако, по ряду причин, у Детектива возникли сомнения в том, что юбилейный сайт с опросом имеет хоть какое-то отношение к компании Adidas. Так что мы с нашим Детективом подробно разобрали всю схему и написали свои отзывы в виде полноценного обзора. Оказалось ли лохотроном празднование юбилея Адидас? Мошенническая ли это была рассылка в WhatsApp? Читайте ниже!
Юбилей от Адидас — Осмотр сайта
Начнём мы с момента, когда жмём на ссылку, чтобы попасть на сайт с акцией от Адидас. При нажатии на ссылку происходит цепочка из нескольких переадресаций, и только потом открывается сам сайт, который выглядит следующим образом:
И это практически всё, что есть на открывшейся странице — фоновое изображение магазина Adidas довольно низкого качества, красное сообщение о розыгрыше бесплатной обуви с футболками, убывающий счётчик оставшихся пар обуви и просьба пройти опрос.
Уже изначально совсем не верится, что подобная страничка может принадлежать крупнейшему производителю спортивной одежды в Европе. Тем более, нас перебросило на сайт по адресу, домен которого состоит из бессмысленного набора букв: https://jrb836 top/app/adidas. Связи с официальным русскоязычным сайтом компании — adidas.ru — нет никакой. Да и выглядит официальный сайт (русскоязычная версия) куда более солидно:
На странице же, куда мы попали из рассылки, кроме упомянутых выше элементов дизайна имеется лишь форма опроса, который нужно сначала пройти, прежде чем можно будет получить призы:
Даже мелочи по типу, что «да» написано с маленькой буквы, а «Нет» — с большой буквы, также говорят о том, что вряд ли крупный европейский бренд имеет к этому отношение. Но пока что мы ещё никаких выводов не делаем. Чтобы написать более объективные отзывы, нужно что-то большее, чем низкокачественная страница и невнятная ссылка. Поэтому пройдём опрос и будем разбирать дальше.
Юбилей от Adidas — Признаки обмана
Для начала пройдём опрос и посмотрим результат. Для прохождения понадобится 5 секунд. И то, можно было пройти ещё быстрее, но нас смутил и замедлил третий (последний) вопрос, в котором нас почему-то спрашивают про IPhone вместо продукции Adidas.
На все вопросы уверенно отвечаем «Нет». Несмотря на такую категоричность, нас всё равно приписывают к числу пользователей, которые являются на 100% квалифицированными.
Не знаем, как вам, а нам кажется, что некоторые формулировки выглядят так, как будто они изначально были на иностранном языке, а потом кто-то их перевёл на русский через автоматический переводчик. Уж слишком криво сформулированы все немногочисленные надписи на разбираемом сайте. Обратите на это внимание и на последующих изображениях.
Тем временем мы видим требование сделать рассылку по своим группам или друзьям через мессенджер WhatsApp! Теперь понятно, почему реклама таких страничек с праздничными юбилеями Адидаса активно и добровольно распространяется по Вацап теми, кто жаждет получить халявную обувь или маску.
Под кнопкой рассылки имеется узкое поле, которое заполняется синей полосой. Там же написано требование, что рассылку по Вацапу надо сделать как можно скорее, пока поле полностью не заполнилось синей полоской.
Ещё ниже имеются отзывы, которые подтверждают наше предположение о том, что изначальный язык всех текстов на странице точно не русский. Посмотрите внимательно на надписи и на отзывы.
Всё выглядит так, будто изначально данная страница была на другом языке, но кто-то её русифицировал через автоматический переводчик. Да и странно, что на русскоязычной странице в отзывах почему-то сплошь индонезийские имена, и на фотографиях изображены в основном жгучие стройные южно-азиатки.
К признаку обмана ещё можно отнести то, что синяя полоса, побуждающая скорее сделать рассылку, с течением времени замедляется и полностью останавливается на 50%, а количество оставшихся пар обуви, которое поначалу быстро уменьшается, доходит до цифры 8 и тоже останавливается на этом значении:
Но всех нас в конечном счёте интересует — что будет, если сделать рассылку? Если там обман, то тоже должен быть какой-то результат после рассылки, и мы должны поделиться этим с вами здесь в статье.
Юбилей Adidas — Делаем рассылку WhatsApp
При нажатии на большую зелёную кнопку «WhatsApp» нужно выбрать 20 друзей (или 5 групп), которым отправится сообщение следующего содержания: «ВОТ ЭТО ДА! Празднование юбилея Adidas. Adidas предлагает 3100 бесплатных туфель, футболок и масок для всех. Инструкции по получению: Каждый из вас может участвовать только один раз. Количество ограничено, пришел первый раз. Это мероприятие ничего не стоит. Получите здесь БЕСПЛАТНО»
Далее к сообщению добавляется ссылка. Судя по скриптам, ссылка динамическая, то есть существует множество одинаковых страниц с юбилеем от Adidas, и для рассылки подбирается актуальная ссылка, которая в данный момент работает и не заблокирована. В нашем случае в рассылке была ссылка, которая по цепочке переадресаций привела на очередной домен, состоящий из бессмысленного набора букв:
Скорее всего эти странички с праздничным юбилеем от Адидас клонируются в автоматическом режиме, а домены из набора букв и цифр также генерируются автоматически. Создатели, по сути, разработали систему, которую невозможно заблокировать (всегда автоматически будет создаваться новый сайт-копия), при этом ручных действий от них вообще никаких не требуется. Все домены, на которые происходит переадресация, созданы в этом году и существуют в лучшем случае несколько месяцев (те, которые ещё не заблокированы по жалобам):
После рассылки нас уведомляют, что для получения приза надо скачать приложение. Для этого появляется соответствующая кнопка:
Если её нажать, то не будет никакого скачивания приложения. Вместо этого произойдёт переход по очередной ссылке с цепочкой переадресаций и мы попадём на сайт-лохотрон. Причём, если нажать несколько раз, то откроется несколько разных сайтов-лохотронов, например вот открылся «ежегодный опрос о браузере», который является лохотроном (подробные отзывы о таком опросе можно легко найти в интернете):
Есть ещё один интересный момент. Если поковыряться в коде сайта, который мы разбираем (юбилей Adidas), то там можно найти куски кода, которые предназначены для подобного сайта, но только посвящённому уже ресторану общественного питания KFC!
Там же в коде нашлась следующая ссылка: https kfc.ndyhcd.com. Если по ней перейти, то открывается сайт, который выглядит примерно как сайт юбилея Adidas, но фоном там служит изображение жареной курочки и стаканчиков Pepsi, а опрос надо уже проходить связанный с KFC. Но суть та же самая (пусть и на английском языке) — в честь выдуманной годовщины в качестве подарка можно получить один из 3000 съедобных семейных наборов, для этого надо пройти опрос и сделать рассылку в WhatsApp.
Мы посмотрели ещё несколько разных ссылок, по котором перекинет посетителя при нажатии на кнопку «Скачать приложение». Все они являются лохотронами. Причём, в одних случаях нас переадресовывало на стрёмные лохотроны, которые тоже словно переведены с иностранных языков через автоматический переводчик и содержат кривые отзывы с фотографиями девушек из Индонезии:
А в некоторых других случаях нам открывался лохотрон с розыгрышем призов в Инстаграме, где на странице надо нажимать на коробки с подарками. И это очень известный лохотрон (про розыгрыш призов в Instagram), у нас про него есть статья, под которой читатели оставили свои отзывы в количестве более сотни сообщений.
Что касается разбираемого празднования юбилея Адидас, то мы проконстатируем, что юбилей тоже является лохотроном, а страница с опросом создана мошенниками. По сути она сделана для распространения других лохотронов, ведь даже если вы поймёте в итоге, что никакого юбилея нет, то рассылку-то уже сделали, и не каждый решится делать ещё одну рассылку по тем же контактам с сообщением «Я вообще-то ошибся и в предыдущем сообщении разослал лохотрон…»
Лохотрон от Adidas является международным, мы нашли блог на итальянском языке, в котором есть статья об афере с несуществующим юбилеем компании Adidas. В статье предупреждается, что реклама активно циркулирует по WhatsApp и Facebook, и что сама компания Adidas никакой юбилей с раздачей обуви и одежды не проводит:
Оригинал статьи на итальянском языке, для создания скриншота с текстом на русском языке мы воспользовались как раз тем самым автоматическим переводчиком, на который пеняли выше.
Таким образом, проблема известная, репутация компании Adidas страдает, а об афере знают не только в России, но и как минимум в странах Европы.
Выводы и итоговые отзывы
Если вам в Ватсап пришла рассылка по поводу празднования юбилея Адидас, то смело игнорируйте сообщение, потому что вы ничего не потеряете, так как никакого юбилея не проводится и никто не даст вам бесплатных ботинок.
Если вы перешли по ссылке, то тоже ничего страшного. Главное, не рассылайте ссылку своему списку контактов, потому что кто-нибудь обязательно поверит, пройдёт опрос, сделает рассылку уже по своему списку контактов, нажмёт на «Скачать приложение» и попадёт на полноценный лохотрон, на котором уже будут мастерски выманивать деньги.
А если вы хотите себе позволить покупать качественную обувь и одежду от Adidas, то легко заработать на такие покупки вы можете, если получите полезные знания на любой вкус на специальном сервисе саморазвития и самообразования, с которым обязательно хотя бы просто ознакомьтесь по ссылке
Также подпишитесь прямо в форме ниже, чтобы периодически получать полезные советы про заработок в интернете и заметки о новых видах сетевого мошенничества.