Сделать сайт может любой школьник. Достаточно зайти на сайт-конструктор и следовать инструкции, и своему вдохновению. Но не любой школьник сможет сделать сайт, приносящий прибыль. Поэтому представители малого и среднего бизнеса не занимаются созданием сайтов с нуля самостоятельно, а предпочитают искать профессионалов. Крупные же компании чаще всего имеют свой штат айтишников и маркетологов. Если вы хотите пройти обучение созданию сайтов c нуля самостоятельно, то мы вам поможем советами. В данной статье мы разберём, какие ошибки может сделать неопытный веб-мастер, которые приведут к снижению конверсии.
Конверсия — показатель эффективности сайта
Вам кажется, что ваш сайт идеален. Но вы смотрите статистику и обнаруживаете, что пользователи заходят на сайт и сразу же покидают его, так и не добравшись до заветной кнопки «купить».
Про такой сайт говорят, что у него низкая конверсия, а значит и прибыль. Конверсия — показатель того, какой процент посетителей сайта совершил целевое действие. Целевое действие — это не обязательно покупка. Это может быть регистрация, оформление подписки, заказ обратного звонка, подписка на рассылку. В общем, любое действие, ради которого и создан данный сайт. Обычно оно осуществляется путем нажатия на кнопку с призывом действия. Как же сделать сайт с высокой конверсией?
Высокая конверсия — это самый важный показатель работоспособности сайта. Если же пользователь, не успев посмотреть страничку, сразу же ее закрывает, то растет показатель отказов. А это уже влияет на снижение позиции в поисковой выдаче. Такой сайт по какой-то причине отпугивает посетителей, не может их заинтересовать, а значит, попросту не работает.
Что же с ним не так? Почему сайт плохой?
1. Сайт долго грузится
Вы увидели какую-то интересную рекламу и вам захотелось узнать подробности. Вы кликаете на ссылку и… страница не загружается. Целых 5 секунд! Сайт не работает, думаете вы и закрываете страничку. А деньги за клик по вашей довольно-таки эффективной рекламе уже списались из вашего бюджета. Но причина отказа всего лишь низкая скорость загрузки сайта. Кстати, этот показатель учитывают и поисковики, понижая его в списке выдачи.
Если вы занимаетесь созданием сайтов с нуля самостоятельно, то можете сами протестировать сайт. Для этого надо воспользоваться сервисом Google PageSpeed Insights. Если он покажет, что время открывания сайта слишком большое, то надо оптимизировать его код или контент. Например, уменьшить размер картинок или качество видео, поработать с кэшем и шрифтами, или даже поменять хостинг.
2. Звуковое сопровождение
Представьте, вы молодая мама, только уложили ребенка, хотите расслабиться и посмотреть ту самую интересную ссылку, которую вам дали. Кликаете на нее и тут гром-бабах-траля-ля! При открытии сайта заиграла музыка или запустилось автоматически видео. В страхе, вы закроете не только этот сайт, но и телефон выключите и спрячете под подушку. И больше туда ни ногой!
На любых курсах по созданию сайтов, вам скажут, что автоматически запускающееся музыкальное сопровождение редко даёт положительный эффект. Даже если вам кажется, что там такая чудесная музыка и она так подходит для создания атмосферы вашего товара. Лучше не рисковать и заранее отключить любой звук в автозапуске.
3. Несоответствие ожидания и реальности
Часто не очень добросовестные таргетологи в погоне за количеством кликов делают вызывающую рекламы. Она привлекает внимание, вызывает интерес, человек кликает по ней, но попав на сайт, контент которого не соответствует рекламируемому, он разочаровывается и быстро закрывает вкладку. Например, вы ожидаете почитать про внебрачных детей Аллы Пугачёвой, а на лендинге обнаруживаете историю о том, как она похудела после родов благодаря зелёному кофе.
В итоге вы тратите деньги за оплату кликов, которые не только не улучшают конверсию, но ещё и увеличивают процент отказов и сайт падает в поисковой выдаче. Кроме того, проблема может быть связана не только с вопиющей рекламой. Она может быть и вполне конкретной (например, “Хотите купить кроссовки по цене 300 р.?), а вот содержание сайта будет противоречить ей (“У нас кроссовки за 3 000 р.!”). Как сделать сайт и продвинуть его не в убыток себе?
Важно не обманывать посетителей и выдавать на сайте проверенный и логичный контент.
4. Ужасный дизайн
Люди зачастую очень импульсивны и могут закрыть сайт, просто потому что он им не нравится. Почему сайт плохой? Обычно это связано с его дизайном. Ведь именно картинки, цветовое оформление и расположение блоков — это первое, что бросается в глаза. И лишь потом, если глазу комфортно, то он начинает вчитываться в текст.
Отталкивающий дизайн может говорить посетителям, что это не солидная и надёжная компания, а какая-то “шарашкина контора”. Совсем другое дело, когда сайт красивый, на нём хочется остаться и листать дальше.
Поэтому если вы занимаетесь созданием сайта с нуля самостоятельно, то либо наймите хороших дизайнеров, либо попытайтесь сами вникнуть в данную тему. Посмотрите сайты конкурентов, почитайте свежие обзоры в сфере дизайна лендинга и т.д.
5. Ничего не понятно (плохое юзабилити или навигация)
Меня, честно говоря, сильно раздражает, когда заходишь на сайт и не понимаешь, куда надо тыкнуть или что от тебя хотят. Например, я хочу увидеть каталог всех товаров, а мне выдаются отдельные группы товаров, которые, на мой взгляд, логически не связаны. Или я хочу узнать их адрес, а он запрятан где-то во вкладке “Кто мы?” — “Наша миссия” — “Контактная информация” — “Адрес офиса продаж”. Или ещё хуже, когда я кликаю на ссылку, чтобы получить подробное описание товара, а мне выдаются бессмысленные восторженные отзывы, как им весело им пользоваться.
Если долго (больше 10 секунд) не получается разобраться в навигации и найти нужное, сайт просто закрывается и покупатель переходит к вашим конкурентам.
На мой взгляд, не стоит сильно мудрить и пытаться выделиться, когда вы думаете, как сделать сайт. Маркетологи уже всё продумали, какие блоки должны быть на сайте и что за чем должно следовать. Анализируйте сайты конкурентов, давайте протестировать ваш юзабилити сторонним людям, продумывайте логические структуры. Не бесполезным будет посмотреть какие-нибудь видео по обучению созданию сайтов с нуля. Для аналитики можно воспользоваться Яндекс.Метрикой: в разделе вебвизор можно посмотреть, как ведут себя посетители сайта, на что они кликают чаще, куда ведут курсор, какие элементы совсем игнорируют.
6. Орфографические ошибки
Есть целый пласт людей, которые на дух не переносят ошибки. Толи это бывшие отличники, толи, наоборот, двоечники, которых в детстве ругали и теперь они мстят. Но когда они видят хоть малейшую опечатку, они кричат: “Ага! Если здесь ошибка, значит, сайт делали глупые люди и верить им нельзя, у них и товар будет неправильный!” Или ещё лучше: “Я ни за что не буду покупать пластиковые окна у человека, который написал “пора заменить деревяНые рамы”! Это позор!”
К слову сказать, ошибки делают часто и довольно-таки образованные люди. Но если вы хотите, чтобы ваш сайт продавал и был близок к идеалу, уделите внимание и этому вопросы. Если вы размышляете, как сделать сайт, то помимо его разработки, вам потребуется и корректировка. Просто наймите корректора, который проверит ваш текст.
7. Избыток/недостаток информации
Лендинг, или посадочная страница, то есть то, куда человек переходит по ссылки из вне, должен быть достаточным. Он должен быть достаточно кратким, чтобы человек не напугался огромных полотен текста. Но и слишком кратким быть ему тоже не полагается. Иначе потенциальному покупателю будет недостаточно информации для принятия решения.
Например, вы ищете кроватку для ребёнка дошкольного возраста. Заходите на сайт, а там подробное описание размеров, материалов, этапов производства, описание всей фурнитуры, 40 отзывов, история бизнеса и личный блог, как создатели любят играть со своими детишками. Создатель сайта может решить, что всё это поможет покупателю увидеть, как он старается быть полезным. Но на самом деле покупатель ищет кроватку, нужного размера и качества. Поэтому на главной странице должно быть краткое описание, несколько отзывов и пара слов о производителе. Остальное можно сделать в отдельной вкладке или вообще поставить ссылку на ваш блог в инстаграме, где вы каждый день выкладываете сториз о своей работе и семье.
А вот если не будет подробных описаний размеров, то посетитель не сможет понять, подходит ему эта кровать или нет. Если вы прошли обучение созданию сайтов с нуля, то знаете, что нужно искать правильный баланс информации. Проанализируйте, какие вам чаще всего задают вопросы о вашем товаре, и напишите только самое необходимое. А для дополнительных вопросов лучше встроить чат-бота или форму для обратной связи.
8. Много анимации, баннеров и прочих отвлекалок
Не только звуковое сопровождение, некрасивые картинки и нелогичная навигация могут оттолкнуть потенциального покупателя. В потреблении информации ему может помешать ещё и лишние медиа. Это могут быть всплывающие окна, заставляющие принять какое-то решение, типа подписаться, чтобы получать рассылку об акциях. Или анимационная рекламка по бокам, которая вроде бы в тему, но взгляд человека должен сосредоточиться на информации в центре, а не разбегаться во все стороны. Абсолютно неприемлема на корпоративном сайте посторонняя реклама, особенно попандеры. Это точно будет ответом, почему сайт плохой.
Даже постоянно всплывающее окно для обратной связи может сильно раздражать, если его каждые 5 секунд приходится свёртывать.
Совет для создания сайта с нуля самостоятельно: анимация — это хорошо, но используйте не больше 1-2 на одной странице. И если человек нажал на крестик, она не должна всплывать заново.
9. Не адаптируется к мобильным устройствам
Сейчас с мобильных устройств контент просматривают чаще, чем с компьютеров. И если ваш сайт не адаптируется под сотовый или планшет, то вы можете потерять клиентов. Просто потому что неудобно листать страницу вправо-влево, чтобы прочитать расплывшийся текст, или ловить меню, которое всё время куда-то уезжает. В некоторых случаях оказывается, что человек с сотового просто не может нажать на кнопку “купить”, из-за того, что она перекрывается какими-то другими элементами.
Проверяйте с помощью Гугл.Аналитики и Яндекс.Метрики, как ваш сайт выглядит на разных устройствах, при разных расширениях экрана и в разных браузерах. Корректируйте код и контент, чтобы он был адаптивным. Вставляйте ссылку для переключения мобильной и полноэкранной версии.
10. Нет призыва к действию
Сайт может быть чудесно сделан, весь продуман, привлекателен, но почему-то продаж нет. Такое может случиться, если вы забыли сделать кнопку призыва к действию, или сделали её слишком незаметной. Например, вы побоялись быть излишне навязчивым и решили, что если уж посетитель сайта захочет приобрести ваш товар, то он приложит все усилия, чтобы сделать это. Нет, не приложит. Не найдёт, куда нажать, постесняется написать такой глупый вопрос в поддержку и просто пойдёт искать другой сайт и другой товар.
Кнопка действия должна быть заметной, интуитивно понятной, может повторяться несколько раз, но и выскакивать каждый раз, перекрывая весь текст, тоже не стоит. Если думаете, как сделать сайт, просто вставляйте её после 1-2 блоков информации, или в начале и в конце сайта. Чаще всего её делают зелёной или красной. Так советуют и на всех курсах по созданию сайтов. Другие цвета менее привычны и могут не ассоциироваться с кнопкой заказа, из-за чего люди пропустят её.
11. КиберНЕбезопасность
Люди очень боятся вводить свои персональные данные, особенно на сайтах малоизвестных фирм. Особенно если антивирус говорит, что этот сайт не защищён чем-то там, в чём они не сильно-то и разбираются. Кроме того, люди не любят вводить много информации о себе. Поэтому если вы при заказе будет спрашивать не только имя и номер телефона, но и отчество, дату рождения, адрес прописки и проживания, паспортные данные, сколько у вас детей и где вы учились, человек решит, что вы за ним шпионите и откажется от покупки. Отсутствие подтверждённой кибербезопасности вызывает подозрение, что вы мошенник, и лучше лишний раз не рисковать. Почему сайт плохой? Да просто потому что у него нет заветного замочка в адресной строке.
Чтобы повысить безопасность вашего сайта, установите протокол безопасности SSL. Кроме того, пользуйтесь только проверенными и известными платёжными системами. Поставьте на своём сайте картинки с логотипами известных платёжных систем, а также укажите информацию о возможности возврата, обмена и гарантиях качества.
Если вы обнаружили, что ваш сайт не приносит прибыли, у него маленькая конверсия, то пробегитесь по всем перечисленным пунктам и проверьте, не допустили ли вы таких ошибок. Доверяйте создание сайта только профессионалам, у которых есть примеры работ, которые вам нравятся. Или научитесь делать сайты сами. Отличные курсы по созданию сайтов предлагает Академия Базиум. Вы научитесь не только делать красивые, но самое главное, продающие сайты. Желаем вам успеха!
Также подпишитесь в форме ниже, чтобы получать полезные статьи про мошенничество в интернете и про удалённые способы заработка денег из дома.
Спасибо. Статья очень полезная. Особенно ценно в ней, что даются адреса, где тестируют и анализируют работу сайта.